Система страхования рисков аграрной отрасли — одно из решающих условий стабилизации сельскохозяйственного производства и обеспечения финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей.
Ввиду многочисленности и многообразия внешних факторов (рисков), отрицательно воздействующих как на ресурсы сельскохозяйственного производства, так и на производственные и финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных организаций, потребность в страховании в аграрном секторе экономики России носит объективный характер. Агрострахование также является одним из инструментов государственной поддержки сельского хозяйства.
Ведущее место в имущественном страховании в сельском хозяйстве России занимает страхование урожая сельскохозяйственных культур от риска гибели или повреждения в результате воздействия опасных природных явлений, осуществляемое с государственной но; и 1 ержкой. Данное направление страхования (начиная с 1995 г.), характеризуется положительной динамикой. Страхование иных видов имущества (скот, техника, готовая продукция), а также финансовых результатов носит единичный характер. В целом доля застрахованных площадей сельскохозяйственных культур невелика — 25%. Исследования и обобщение практического опыта в аграрной отрасли России и в зарубежных странах позволили выявить основные причины, сдерживающие развитие агрострахования в России, а также наметить пути устранения этих причин:
- дефицит свободных оборотных средств у сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- отсутствие страхового интереса у сельскохозяйственных организаций. При существующем механизме формирования цен на сельскохозяйственную продукцию товаропроизводители находятся в более выгодном финансовом положении в неурожайные годы;
- ущерб страхователей, состоящий в гибели посевов или недоборе продукции (недоборе урожая) носит массовый по распространенности, а иногда и катастрофический по объему характер;
- условия страхования сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой, предполагающие страховую защиту лишь от ограниченного круга рисков — природных явлений, не всегда адаптированы к особенностям сельскохозяйственного производства;
- тарифы. До 2009 г. тарифы дифференцировались только по регионам и культурам. Их величина варьировала в достаточно широком диапазоне: от 15,6 % по многолетним насаждениям в некоторых республиках Северного Кавказа до 3,96% от страховой суммы по яровым зерновым культурам в Курской области. Однако страховщики считают тарифы заниженными, а страхователи — завышенными. Тарифы не индивидуализированы, а следовательно, не учитывают особенностей каждого товаропроизводителя как страхователя;
- применение различных «серых схем», при реализации которых денежные средства, поступающие товаропроизводителям в форме субсидий из федерального и региональных бюджетов использовались в качестве дополнительного источника оборотных средств, а страховщики при этом получают из средств предназначенных на субсидирование свой, заранее оговоренный процент;
- недостаточный уровень подготовленности страховщиков и страхователей в области агрострахования (отсутствие специфичных знаний отрасли).
Зарубежный опыт таких развитых стран как США, Канада по-казывает, что государственная поддержка агрострахования может осуществляться из бюджетов разных уровней и реализовываться государственными учреждениями, которые разрабатывают и внедряют субсидированные программы. В большинстве развитых стран страхование носит добровольный характер, но осуществляется оно с непременным участием государства. Для этих целей создаются специальные фонды катастроф или производится перестрахование рисков с участием государства. Успешный опыт государственного участия в перестраховании накоплен в Испании и Канаде.
Страны СНГ имеют небольшой опыт в создании эффективных систем агрострахования. Вместе с тем, отдельные из них, например, Казахстан, Молдова, Украина, Беларусь, стремятся к созданию систем агрострахования с государственной поддержкой, отвечающих условиям ведения сельскохозяйственного производства, присущим только для данных стран.
Российская модель агрострахования претерпевает в настоящее время существенные организационно-экономические преобразования, принят проект концепции совершенствования сельскохозяйственного страхования с господдержкой до 2020 г.
Исследования и опыт показывают, что совершенствование механизмов системы сельскохозяйственного страхования должно быть направлено на повышение интереса товаропроизводителей к страхованию. Для этого необходимо перейти от страхования урожая сельскохозяйственных культур к страхованию доходов, как это имеет место в странах Европейского союза и Канаде.
С целью формирования эффективной защиты имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей наиболее приемлемым было бы создание государственной перестраховочной компании с уставным капиталом не менее 50-100 млрд руб., в которой страховщики будут обязаны перестраховывать основную часть ответственности. На перестраховочную компанию могут быть возложены обязанности по оценке правомерности действий страховщиков в осуществлении выплат.
Как показывают зарубежный опыт и проведенные исследования, совер1пенствование методологии страхования должно быть направлено на индивидуализацию тарифов, поскольку каждый сельскохозяйственный товаропроизводитель осуществляет свою деятельность в только ему присущих почвенных и экономических условиях производства. Эти условия определяют изменчивость урожайности по годам, а следовательно, степень ее снижения при неблагоприятных погодных условиях вегетации, т.е. размер ущерба.
Внедрение научно обоснованных правил и методик требует совершенствования системы информационного и кадрового обеспечения системы агрострахования.
перейти в раздел Статьи