Почву разрушают и уплотняют колеса и гусеницы сельскохозяйственных машин: тракторов (Deutz-Fahr — Дойц Фар, John Deere — Джон Дир, Claas — Клаас, Fendt Trisix — Фендт, Caterpillar — Катерпиллар, Challenger — Челенджер, Laverda — Лаверда, Massey Ferguson — Массей Фергуссон, Holmer — Холмер, Ropa — Ропа, Franz Kleine — Франц Кляйне, Sampo — Сампо), комбайнов, грузовиков, сеялок, косилок и т. п. Всю эту технику можно представить как систему для обработки почвы и растений, состоящую из двух частей: орудия обработки (орудие) и машины, которые перемещают эти орудия («тягач») (см. рис. 1).
Рис. 1. Система обработки почвы и растений
Главная полезная функция «тягача» — перемещать орудие по полю. Нежелательный эффект, появляющийся при этом — разрушение и уплотнение почвы.
Главная полезная функция орудия — обрабатывать почву, растение. Нежелательный эффект, появляющийся при этом — разрушение и уплотнение почвы.
МЕНЬШЕ ДАВИТЬ НА ПОЧВУ
Какие существуют пути уменьшения давления на почву?
Самыми очевидными способами являются:
-
уменьшение веса машины;
-
увеличение площади контакта колеса с почвой.
В первом случае мы сразу сталкиваемся с тем же противоречием: если уменьшить вес трактора, то давление на почву уменьшится, но также ухудшатся его тягово-сцепные свойства. Поэтому, чтобы сохранить тягово-сцепные свойства на уровне, необходимом для выполнения агротехнических операций, приходится использовать большие грунтозацепы и увеличивать площадь контакта колес с почвой. Это достигается за счет спаривания и страивания передних и задних колес, установки колес с широкопрофильными и арочными шинами, снижения давления воздуха в шинах (см. рис. 2, 3, 4).
Рис. 2. Трактор со спаренными колесами. |
Рис. 3. Трактор со строенными колесами. |
Рис. 4. Трактор с арочными шинами. |
Применение спаренных шин снижает удельное давление на почву, что в 1,5–2 раза уменьшает степень уплотнения по следу трактора, повышает проходимость агрегатов при повышенной влажности и увеличивает их тяговое усилие. Это особенно важно в ранние сроки проведения весенне-полевых работ при высоком содержании почвенной влаги.
КОЛЕСНЫЙ ТРАКТОР ИЛИ ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
ПРЕИМУЩЕСТВА КОЛЕСНОГО ТРАКТОРА:
-
Смена расстояния между колесами за считанные минуты. Более высокая транспортная скорость. Повышенная устойчивость.
-
Лучшее качество хода (более комфортный ход, меньше вибрации).
-
Легче управлять трактором в конце гона. Трактор легче поворачивается под нагрузкой.
-
Снижает эффект распределения веса трактора, соответственно, наносится меньший ущерб рядкам под бороздой.
-
Снижает повреждение культур на защитной полосе. Более низкая начальная стоимость.
ПРЕИМУЩЕСТВА ГУСЕНИЧНОГО ТРАКТОРА:
-
Повышенная маневренность. Более комфортное передвижение по неровным полям.
-
Улучшенное сцепление с почвой на рыхлых почвах. На сухих почвах улучшаются характеристики по расходу топлива.
-
Улучшенный ход на влажных почвах. Лучшее сцепление на склонах.
-
Более легкое подсоединение навесного оборудования. Нет необходимости следить за давлением в шинах, минимальные требования к балластировке.
ДАВЛЕНИЕ НА ПОЧВУ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ (КАКИЕ ТРАКТОРА ИСПОЛЬЗОВАТЬ – ГУСЕНИЧНЫЕ ИЛИ КОЛЕСНЫЕ)
Как показывают исследования, ни одна из двух систем не дает значительных преимуществ в решении проблемы снижения давления на почву.
1, 3, 5, 7, 9, 11 — импульсы давление на почву.
2.ПРЕДПОЛАГАЕМОЕ давление на почву от колес трактора.
4.ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ давление на почву от колес трактора (без шлейф-машины).
6.ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ давление на почву от колес трактора (со шлейф-машиной).
А. Для того, чтобы получить картину воздействия на почву при прохождении по ней правильно сбалансированного трактора с большими радиальными шинами, правильно накаченными воздухом (в соответствии с инструкциями), мы поместили в почву датчики давления. Обратите внимание, что даже при использовании шлейф – машины, измеряемое давление не возрастает значительно. Это происходит потому, что шины «расплющиваются» и удлиняются на почве под нагрузкой, тем самым, увеличивая площадь контакта с почвой. При этом среднее давление на почву всего на 1-2 psi выше, чем давление в шинах.
Совсем иная картина наблюдается при использовании гусеничного трактора (смотреть Б).
8. ПРЕДПОЛАГАЕМОЕ давление на почву от гусениц трактора (статическое давление на почву составляет: вес трактора, поделенный на общую площадь соприкосновения гусениц с почвой).
10. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ давление на почву от гусениц трактора (без шлейф-машины).
12. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ давление на почву от гусений трактора (со шлейф-машиной).
Б. Представление о том, что давление на почву от гусениц трактора остается неизменным неверно. На самом деле каждая ось гусеничного трактора создает ярко выраженное давление на почву. Без использования шлейф – машины это давление относительно равномерно распределяется от передней оси к самой задней оси. Однако обратите внимание на то, что происходит при добавлении к трактору шлейф – машины. Давление на почву существенно увеличивается от переднего натяжного ролика по всей длине гусеницы до ведущего заднего колеса. В реальности пиковое давлениена почву у гусеничного трактора может в 2 – 3 раза превышать статическое давление. Таким образом, вместо 4 – 8 psi, давление гусеничного трактора на почву может достигать 24 psi.
В ходе самого подробного полевого исследования давления трактора на почву, когда-либо проводившегося в США, ученые Университета штата Огайо изучали воздействие колес и шин тракторов на такие характеристики почвы, как индекс нарастания, плотность, пористость, воздухопроницаемость. Учёные пришли к выводу, что правильно сбалансированный трактор с правильно накаченными шинами (до нужного низкого давления в соответствии с нагрузкой на мост) оказывают наименьшее давление на почву. Вторым по эффективности этого показателя стал гусеничный трактор.
Наибольшее давление на почву оказывает трактор с перекаченными колесами. Иными словами, не так важно какой вес воздействует на почву, а скорее, как этот вес распределяется.
На рисунке изображено уплотнение почвы тракторами без оснащения (слева направо: трактор со всеми спаренными колесами, трактор с передними одинарными, гусеничный трактор, трехосный трактор).
Deutz-Fahr |
Deutz-Fahr |
Caterpillar Challenger |
Fendt Trisix |
НЕТ ДАННЫХ! |
Теперь проследим, как изменяется степень уплотнения почвы при использовании тех же тракторов с оснащением прицепным орудием — (слева направо: трактор со всеми спаренными колесами, трактор с передними одинарными, гусеничный трактор, трактор с арочной системой).
|
Deutz-Fahr |
John Deere |
|
НЕТ ДАННЫХ! |
Из этих данных видно, что применение спаренных колес наиболее эффективно.
ООО «Ньютехагро» поставка спаренных колес, специальные сельскохозяйственные шины для импортной техники.
Запасные части к тракторам и комбайнам: Deutz-Fahr — Дойц Фар, John Deere — Джон Дир, Claas — Клаас, Fendt Trisix — Фендт, Caterpillar — Катерпиллар, Challenger — Челенджер, Laverda — Лаверда, Massey Ferguson — Массей Фергуссон, Holmer — Холмер, Ropa — Ропа, Franz Kleine — Франц Кляйне, Sampo — Сампо.
перейти в раздел Статьи