Люди научного склада ума всегда отличались от прочих тем, что любили наблюдать. Еще древние мыслители задавались вопросом: отчего это подсолнух, словно живое существо, постоянно старается обращать свою «голову» к Солнцу?
В наши дни, наконец, современные мудрецы в белых халатах из калифорнийского университета Дэвис – С. Хармер и А. Атамян нашли ответ на этот волнующий вопрос. Задача была не простой, но наука требует жертв, даже если эти жертвы – растения подсолнуха, которым исследователи искусственно «ломали» жизненный цикл.
Вначале, впрочем, исследовались подсолнухи, росшие на поле. Часть из них «зафиксировали», так, что они не могли поворачиваться (примерно так же, как буйных сумасшедших - «на вязке»), другой – более свободной части – просто не дали возможность доворачиваться головками до западного направления, ну, а третьим счастливчикам дали возможность двигаться, как хотят. Существует выражение «если бы камни могли говорить». А тут поневоле напрашивается фраза «Если бы подсолнухи умели выражаться!». Можно лишь догадываться, какими словами (и не всегда, очевидно, английскими) поливали про себя немые создания из первых двух групп экспериментаторов. Когда они подросли, то в сравнении со свободными полевыми собратьями размер их листьев был на 10 процентов меньше.
Дальше эксперимент приобрел более суровые оттенки. Опытную партию растений высадили в горшки, размещенные в комнате без доступа солнечного света. Вместо небесной звезды в потолке создали имитационную светосистему. Эта хитрая «подсолнечная ловушка» не просто имитировала движения Солнца, но и могла создавать иллюзию наступления ночи. Вначале, когда был настроен обычный 24-часовой цикл смены дня и ночи, подсолнухи – как обычно - слепо следовали за искусственным солнцем. Но вот экспериментаторы установили 30-часовой цикл. И что же? Одураченные подсолнухи по-прежнему поворачивались в том же ритме, как при нахождении на поле. Факт этот означал, что у них существует собственный, на генном уровне выработанный так называемый «циркадный» ритм. Но это была лишь половина ответа на вопрос. Главное же – каков сам механизм поворота? Мышц-то у растений нет!
«Шерше ля фам!» сказали бы французы, но не таков оказался американец Атамян. Конечно, женщина была рядом – коллега Стейси, но он копнул глубже, и выяснил, что дело - в стеблях. Оказалось, что ночью они растут лишь с западной стороны, отчего к утру профиль растения просто выгибается на восток. Атамян проанализировал образчики тканей с двух сторон стебля, и определил, что солнцепоклонный процесс обусловлен различными генами и белковым оксиновым составом, которые реагируют на свет. Восток, как говорил красноармеец Сухов – дело тонкое; вот из-за этой тонкости «головы» растений и оказываются к утру направленными в сторону восхода.
Однако оставалась последняя часть головоломки: отчего такие стебледвижения присущи лишь молодой подсолнечной поросли, а после цветения растения уже не поворачиваются, а «тупо смотрят» на восток? Тут уже проявилась во всей красе мудрость женщины-матери. Под руководством Стейси калифорнийские ученые повернули таки часть подсолнуховых голов в западном направлении, и принялись считать число насекомых-опылителей, садящихся на те и другие растения.
Что же выяснилось?
Утром насекомые в 5 раз реже опыляли растения, «смотрящие» на запад. Как выразилась Стейси, «Пчёлы с ума сходят по цветкам, обращенным к востоку, и почти игнорируют те, что развернуты в противоположную сторону». А все потому, что первые лучше нагреваются от восходящего солнца.
www.Agrohit.ru - бесплатные объявления на Агрохит.ру
www.Подсолнечник.рус
www.Podsolnechnik.com
перейти в раздел Статьи