Технический прогресс российского тракторостроения не удовлетворяет потребности страны. В 1990 г. Россия произвела 214 тыс. тракторов, но уже в 1992 г. резко упало поступление средств на опытно-конструкторские работы, что, соответственно,вызвало спад во внедрении новых разработок в серию. Через 10 лет, в 2003 г. было выпущено всего около 8,5 тыс. машин.
За истекшие годы российским предприятиям получилось совершить лишь несколько действительно заметных прорывов, например — машина ВТЗ-2048 мощностью 45 л. с.
Владимирского тракторного завода, 130-сильный ВТ-100 Волгоградского тракторного завода, новый «Кировец» К-744 Петербургского тракторного завода. К техническим новациям последних моделей тракторов Волгоградского завода относятся индивидуально-комбинированная подвеска опорных катков, пятиопорная ходовая система, уширеннаягусеница.
Если обратиться к зарубежному опыту, можно констатировать, что любая крупная компания производит линейки машин мощностью от 50 до 400 и более лошадиных сил для любых новых
агротехнологий, любых почвенных условий и любых сельскохоз предриятий.
Вступление России в ВТО обострило проблемы отечественных тракторостроителей из-за ставшей более доступной зарубежной техники. Впрочем, не менее важным фактором остается отсутствие российских моделей в ряду машин с определенными параметрами, - тех, что применяются в современных агротехнологиях. Речь идет о колесных тракторахкласса «1,4» мощностью 80- 120 л. с., класса «2» мощностью 120-160 л. с. икласса«3»мощностью 160-220 л. с. До недавнего времени российской промышленностью не производились трактора на гусеничном ходус мощностью более 200 л. с. Необходимо также создать современные дизельные двигатели с мощностью 120- 240 л. с. Мировой конструкторской мыслью наиболее перспективными признаны рядные6-цилиндровые двигатели с поршнем диаметра 105- 110 мм и жидкостнымохлаждением, а для диапазона 80-120 л. - 4-цилиндровыеих модификации.
Снижение конкурентоспособности российского тракторостроения требует принятия срочных мер по повышению технического уровня техники, но тут возникает проблема: низкий платежеспособный спрос на тракторы. Можно отметить, что положительных тенденций в этом вопросе не заметно.
Без ясной государственной политики в этой области Россия через несколько лет будет полностью зависеть от зарубежных поставок, что совершенно не отвечает как интересам сельхозпроизводителей, так и нашим коренным стратегическим интересам.
перейти в раздел Статьи