Чипсы
— самый популярный продукт в категории снеков (лёгких закусок).
Статистика утверждает, что на каждого россиянина приходится до 400 грамм съеденных картофельных чипсов за год, в то время, как на каждого американца — по
10 кг. Прогнозы экспертов говорят, что годовой прирост рынка этой
продукции должен составить около 15-20 процентов.
В большинстве своем российские производители отдают предпочтение
экструдированным, или восстановленным чипсам, для производства которых
применяются полуфабрикаты — картофельные хлопья, гранулы или крахмал,
содержащие значительно меньшую долю жира и калорий, чем изготовленные из чистого картофеля.
Их выпуск не так дорог, и более прост технологически. Себестоимость
производства чипсов включает в себя стоимость исходного сырья, накладные
расходы, связанные с упаковкой, оплатой электроэнергии, транспорта и труда рабочих.
Специалисты
оценивают рентабельность небольшого цеха по изготовлению чипсов
(производительность — 600 кг/смену) на уровне 25-30 процентов, возможную
прибыль — более 150 тыс. руб/мес, а срок окупаемости — в 2 года. Цех на 600 кг/смену требует наличия производственной площади размером 150-200 м2, на которой разместится технологическая линия ( 100 м2), склады сырья, готового продукта и бытовки. Оборудование производят и российские производители
(АПРЕЛЬ, ВЭС, Русская трапеза), так и зарубежные (французская Clextral,
немецкая Intersnack, итальянская San Carlo Gruppo Alimentare S.p.A. и
пр.). Зарубежные линии более надежны и просты в работе, поскольку обычно
управляются 1 кнопкой , а вот российские — стоящие в 4-5 раз дешевле — уступают в качестве и нуждаются в постоянном техническом обслуживании.
Сырьем
обычно служат полуфабрикаты, 60-70 процентов которых составляет
прессованный картофельный крахмал в форме пеллет (плоские пластинки
размером 20x20 мм). Их выпускают также многочисленные российские и
иностранные производители — петербургский Снэк, подмосковный Пеллет,
польский PIFO, голландский RIXONA, испанский Liven и пр. Технологический
процесс также включает в себя использование растительного масла и
ароматизаторов для придания разнообразного вкуса: сырного, укропного,
беконного и т.д.
Штат
описанной линии включает 3 операторов, 1 технолога, 1 механика, 1
уборщицу, 1 грузчика, менеджеров по продажам и водителей. Обучение
работников в идеале должно осуществляться инструкторами фирмы-поставщика
оборудования, а позднее — возможна передача опыта в форме
«наставничества». Реализовывать чипсы проще в небольших городах и
населенных пунктах, как через розничные магазины, так и оптовые фирмы,
причем успешнее продвигаются чипсы местных производителей. Сбыт на рынке
крупных городов затруднен, поскольку там очень сильна конкуренция.
Главное для владельца чипсового производства — сделать свой продукт
узнаваемым, что обеспечит рост продаж.
перейти в раздел Статьи