Классификация лущильников следующая. Различают дисковые и лемешные лущильники. Как дисковые, так и лемешные лущильники могут быть навесные и прицепные наибольшее распространение получили лущильники ЛДГ-10А и ППЛ-10-25.
Марки лущильников расшифровываются так: Л — лущильник, Д — дисковый, Н — навесной, ПЛ – плуг — лущильник. У дисковых лущильников цифра показывает ширину захвата машины в метрах, у лемешных первая цифра определяет число корпусов, вторая — ширину захвата каждого корпуса в сантиметрах.
Агротехнические требования к машинам таковы. Они должны равномерно рыхлить почву (отклонение от заданной глубины не более ±1 см); создавать мелкокомковатый слой почвы с преобладанием частиц размером до 5 мм; выравнивать поверхность поля; не допускать глубоких борозд, валиков, пропусков (огрехов); полностью подрезать стерню и сорные растения.
Дисковый гидрофицированный лущильщик ЛДГ-10А предназначен для лущения стерни после уборки зерновых культур. Его применяют для обработки паров и предпахотной обработки почвы, разделки пластов и размельчения глыб после вспашки.
Лущильщик ЛДГ-10А — это прицепная машина с двухсторонним расположением дисковых рабочих органов. Его агрегатируют с тракторами ДТ-75Н и Т-153. Машина состоит из рамы 5 (рис. 1), двух ходовых колес 4, брусьев секций 3, кареток 1 и 7, двух тяг 2, механизма гидроуправления 6, дисковых секций 8 и заравнивателя.
Рама образована сварной сницей и стойкой. К боковым швеллерам сницы приварены блоки замков, к которым прикреплены захваты.
Рис. 1. Лущильник ЛДГ-10А:
1,7 — каретки; 2 — тяга; 3 — брусья секций; 4 — ходовое колесо; 5 — рама; 6 — механизм гидроуправления; 8 — секции (батареи дисков); 9 — перекрывающая секция.
Ходовое колесо включает в себя обод, шину, два подшипника, ось и две крышки. Ось колеса прикреплена к раме хомутами и гайками.
Брусья необходимы для присоединения к ним секций с рабочими органами и штока гидроцилиндра.
Каретка состоит из бруса и двух самоустанавливающихся колес, устроенных аналогично ходовым. При дальней транспортировке лущильника каретку соединяют с рамой при помощи скобы. Надставка каретки телескопически передвигается в брусе. На брусе устанавливают корпус гидроцилиндра.
Тяга связывает раму и брусья секций. Тяга раздвижная, образована уголками, соединенными хомутами. Изменяя длину тяги, регулируют угол атаки дисков.
Секции (левая, правая, перекрывающая, левая средняя, левая и правая крайние) предназначены для монтажа дисков и соединения их с брусьями секций. В секцию входят дисковая батарея, два кронштейна, скребковое устройство и две штанги с пружинами.
Батарея включает в себя девять стальных вогнутых дисков надетых на квадратную ось. Подшипниковые узлы установлены между вторым и третьим дисками с обеих сторон.
Скребковое устройство очищает диски от налипшей почвы и пожнивных остатков. Оно представляет собой уголок, к которому прикреплены скребки.
Перекрывающая секция 12 оснащена специальной удлиненной рамкой и приваренными ушками для крепления штанг с пружинами. Эта секция нужна, чтобы исключить огрехи в стыке левых и правых секций.
Заравниватель засыпает почвой разъемную борозду в середине прохода. Он состоит из уголка, соединенного шарнирно с левой средней секцией при помощи кронштейнов и тяг.
Механизм гидроуправления служит для подъема секций в транспортное положение и изменения глубины обработки почвы. В механизм входят гидроцилиндр со штуцерами, рукава высокого давления, трубопроводы, тройники, корпус в сборе, правое запорное устройство и транспортная распорка. Трубопроводы прикреплены к брусьям секций и раме при помощи прижимов и болтов.
Подготовка к работе включает в себя следующие операции. Серьгу прицепа лущильника присоединяют к скобе трактора. Поднимают стойку вверх до упора и фиксируют ее в этом положении быстросъемным шплинтом, вставив его в отверстие кронштейна, приваренного к снице. Дополнительно соединяют раму лущильника с прицепной скобой трактора страховочной цепью.
Присоединяют гидросистему лущильника к гидросистеме трак¬тора. Проверяют работу механизма гидроуправления на подъем и опускание дисковых батарей. При необходимости устраняют подтекание масла в местах соединения дисковых секций, ходовых колес, втулки и ступицы самоустанавливающихся колес.
Настраивают брусья секций и тяги на требуемый угол атаки. При пожнивном лущении стерни угол атаки должен составлять 35°, на слабозасоренных почвах 30°, на обработке паров и предпахотной обработке почвы, на разделке пластов и размельчении глыб после вспашки любых почв 15 и 20°.
Для регулировки угла атаки изменяют длину тяг и передвигают брусья секций в обоймах рамы, сохраняя при этом необходимый зазор, в стыке между дисками правых и левых секций. Достигают этого при маневрировании трактора. Брусья секций и тяги должны быть установлены на одинаковый угол атаки в соответствии с маркиоровкой. Разная установка брусьев и тяг приводит к поломке машины и образованию огрехов в стыке средних секций.
Рис. 2. Плуг лущильник ППЛ-10-25:
1, 13 — секции рамы; 2 — штанга; 3, 9 — регуляторы глубины; 4 — догружатель; 5 — гайка; б — штурвал; 7 — кронштейн; 8 — тяга; 10 — двуплечий рычаг; 11 — гидроцилиндр; 12 — поводок; 13 — прицеп; 14 — опорные колеса; 15 — корпус; 16 — ходовые колеса; 17 — ось; 18 — прицепная серьга; 19 — тяга прицепа; 20 — упорный болт.
Глубину лущения регулируют, сжимая пружины на штангах секций.
Лемешный полунавесной плуг-лущильщик ППЛ-10-25 (рис. 2) используют при лущении на глубину 8—10 см, предпосевной обработке на глубину до 14 см, а также вспашке почвы с удельным сопротивлением до 0,06 МПа на глубину до 18 см. Машину агрегатируют с тракторами ДТ-75Н и Т-4А, а при комплектовании корпусами для работы на скоростях до 12 км/ч с тракторами Т-153 и Т-151К.
В зависимости от глубины обработки, сопротивления почвы, а также от марки трактора плуг-лущильщик переоборудуют в девяти или восьмикорпусный, сняв последние корпуса, или разделяют на две пятикорпусные секции для работы с тракторами МТЗ-80 и МТЗ-82.
В конструкцию плуга-лущилыцика входят рама, секции 1 и 13, корпус 15, ходовые колеса 16, прицеп и прицепка для борон.
Рама плоская, состоит из шарнирно соединенных между собой передней и задней секций. Секции сварены из прямоугольных труб. К основным балкам секций приварены кронштейны для крепления корпусов. На передней секции установлены опорное колесо, прицеп с гидроцилиндром, полевой механизм. На задней секции рамы смонтировано опорное колесо.
Корпус включает в себя стойку, лемех, отвал и полевую доску.
Передняя и задняя секции лущильника соединены шарнирно. Их можно использовать как самостоятельные орудия. Передняя секция рамы оснащена прицепом с гидроцилиндром 11, опорным колесом 14 и полевым механизмом, при помощи которого осуществляют перевод лущилыцика из транспортного положения в рабочее и обратно, а также регулируют глубину вспашки средними корпусами. Передняя секция оборудована коленчатой осью 17 с двумя ходовыми колесами 16. Во время работы плуга правое ходовое колесо распологается над вспаханной поверхностью почвы, а левое является опорой для средней части рамы. В процессе работы секции опираются на колеса 14. Для осуществления пахоты совместно с боронованием лущильник оборудован прицепкой для борон.
Шток гидроцилиндра 11 шарнирно соединен с двуплечим рычагом 10, а корпус с поводком 12 свободного хода. Нижнее плечо рычага тягой 8 присоединено к кронштейну 7, закрепленному на оси. Подъем задней секции осуществляют штангой 2, связанной с механизмом подъема через прикрепленный к оси кулак. Кулак соединен со штангой пружинным догружателем 4, оснащенным регулировочной гайкой 5. При переводе лущильника в транспортное положение рычаг управления гидроцилиндром располагают так, чтобы масло поступало в правую полость гидроцилиндра.
В процессе работы плуг-лущильник должен передвигаться устойчиво, без наклонов рам, чтобы избежать неодинаковой глубины пахоты различными корпусами. Глубину пахоты передними корпусами регулируют опрным колесом 14 и дополнительно регулировочным болтом 20 прицепа; глубину пахоты средними корпусами — перемещением ходовых колес при помощи штурвала полевого механизма и задних корпусов — опорным колесом. Для устранения выглубления задней секции, гайкой 5 догружателя 4 дополнительно поджимают пружину штанги 2.