Транспортеры относятся к числу машин непрерывного транспорта для перемещения различных грузов как внутри, так и вне помещения.
По виду рабочих органов транспортеры разделяются на ленточные, ковшовые (нории), скребковые, винтовые и скиповые.
Ленточные применяются для перемещения в горизонтальном или наклонном направлении зерна, корнеклубнеплодов, силоса и т.п. Величина угла подъема ленточного транспортера для перемещения ржи, пшеницы, овса и ячменя — 20°, гороха и кукурузы — 12° и картофеля — 22°. В качестве тягового и несущего органов ленточного транспортера служит прорезиненная или хлопчатобумажная лента шириной 200 – 600 мм. Лента охватывает ведомый и ведущий шкивы. Для приведения ленты в действие служит приводная станция, а для нормального натяжений ее — натяжная станция. Скорость движения ленты транспортере зависит от свойств перемещаемого груза: 0,3 – 0,4 м/сек — для корнеклубнеплодов и 1,0 – 2,0 — для зерновых.
Ковшовые элеваторы (нории) НВ-4 и НЦГ-10 используются для вертикального и наклонного перемещения муки, зерна и др. Ковшовый элеватор представляет собой бесконечную ленту или цепь, к которой на равных расстояниях закрепляются ковши. Производительность нории зависит от размера ковшей, их очередного размещения на ленте или цепи (шаг) и скорости движения ленты.
Скребковые транспортеры применяются на животноводческих фермах для горизонтального и наклонного перемещения корнеклубнеплодов, силоса, грубых кормов, навоза и т. д. Рабочие органы транспортера — скребки различной формы, укрепленные на цепи или тросе. Производительность транспортера также зависит от формы и размера скребков, шага между ними и скорости перемещения их. Скребки перемещаются в деревянном или металлическом желобе. Приводное и натяжное устройство выполняется по аналогии с ленточными транспортерами.
Скребковый транспортер СТ-2,0 применяется для выгрузки силоса из ям и траншей и корнеклубнеплодов из овощехранилищ. Его можно использовать также для погрузки соломенной резки, дробленого жмыха и початков кукурузы.
Транспортер СТ-2,0 состоит из рамы на колесном ходу с прикрепленным желобом. В нижней части рамы расположен загрузочный бункер. В желобе натянута на звездочках втулочно-роликовая цепь, на которой через каждые 380 мм укреплены скребки (ширина 230 и высота 78). Цепь транспортера приводится в движение от электродвигателя через ременную и зубчатую передачи.
Транспортер ТК-3 используется для транспортировки корнеклубнеплодов из хранилищ и приемных ям в кормоцехи на обработку.
Рабочими органами транспортера являются ковши, укрепленные на цепях. Привод транспортера осуществляется от электродвигателя через редуктор. Для нормальной работы цепей с ковшами служит натяжное приспособление.
Транспортер ТК-5Б находится в составе технологической линии кормоцеха «Маяк-6» и также служит для подачи корнеклубнеплодов из приемных бункеров на обработку. ТК-5Б состоит из горизонтального шнекового питателя и наклонного скребкового транспортера. Последний смонтирован из отдельных, соединенных между собой секций, средняя секция имеет решетку для отделения земли от корнеклубнеплодов в процессе перемещения, Привод раздельный для шнекового питателя и наклонного транспортера.
Питатель концентрированных кормов ПК-6,0 применяется для подачи концентрированных кормов из приемного бункера в другие емкости и на сборный шнек.
Он состоит из питателя скребкового типа и наклонного скребкового транспортера. Питающий транспортер установлен в приемном бункере. Наклонный транспортер состоит из раздельных секций кожуха, приводного и натяжного валов и привода.
Приводы на транспортеры раздельные.
Транспортер скребковый ТС-40М служит для загрузки кормораздатчиков приготовленными кормами. Он состоит из секционного кожуха, приемного бункера, выгрузной горловины, цепи со скребками, приводной станции и натяжного устройства. Влажность подаваемых кормов не должна превышать 75%. Транспортер входит в состав технологической линии кормоцеха «Маяк-6».
Транспортер скребковый ТС-40С используется для подачи в смеситель сенной муки, измельченной зеленой массы и грубых кормов. Он устанавливается в технологической линии силоса и зеленой массы кормоцеха «Маяк-6».
Транспортер состоит из секционного кожуха с приемным бункером и выгрузной горловиной, цепи со скребками, приводной станции и натяжного устройства.
Основные технические характеристики скребковых транспортеров приведены в таблице 12.
Таблица 12
Техническая характеристика скребковых транспортеров
Показатели | СТ-2,0 | ТК-3 | ТК-5Б | ПК-6,0 | ТС-40М | ТС-40С |
Производительность, т/час | 7,2 | 3 |
5 |
6 – 8 | 30 – 40 | до 18 |
Горизонтальный транспортер: | ||||||
шаг скребков, мм | — | — | — | 223 | — | — |
линейная скорость, м/сек | — | — | — | 0,3 | — | 0,3 |
диаметр шнека, мм |
— | — | 400 | — | — | — |
Наклонный транспортер: | ||||||
шаг скребков, мм |
380 | — | 228 | 228 | 152 | 228 |
линейная скорость, м/сек | 0,6 | — | 0,3 | 0,3 | 0,8 | 0,32 |
Угол наклона транспортера, град. | до 60 | — | 45 | 45 – 50 | 45 | 38 |
Общая мощность электродвигателей, квт |
0,6 | 1,1 | 3,7 | 2,6 | 2,8 | 1,7 |