Для удаления из животноводческих помещений навоза применяются скребковые и штанговые транспортеры.
Транспортер ТСН-ЗБ состоит из горизонтального и наклонного скребковых транспортеров с отдельными приводными станциями (рис. 17). Транспортер можно использовать в коровниках, телятниках, свинарниках и птичниках при клеточном содержании птицы.
Рис. 17. Схема скребкового транспортера ТСН-ЗБ:
1 — приводная станция наклонного транспортера; 2 — цепь наклонного транспортера; 3 — скребок; 4 — желоб; 5 — приводная станция горизонтального транспортера; 6 — лоток; 7 — скребок; 8 — цепь; 9 — поворотные звездочки; 10 — натяжное устройство
Горизонтальный транспортер устанавливается в навозном проходе в животноводческом помещении длиной до 90 м в виде замкнутого контура. Он состоит из цепи со скребками, поворотных звездочек для изменения направления движения цепи, приводной станции и натяжного устройства.
Чтобы установить горизонтальный транспортер, готовят траншею для навозных каналов размером 550х120 мм, с последующим бетонированием боковых стенок и пола. Полу дают уклон (i = 0,005 – 0,007) в сторону жижесборника. Дно канала и боковую стенку со стороны цепи обшивают досками толщиной 40 мм, На поворотах каналов монтируют поворотные звездочки и натяжное устройство, соблюдая одинаковый уровень со звездочкой приводной станции.
После установки ведущей звездочки раму с редуктором проверяют по уровню, устанавливают анкерные болты и бетонируют.
Наклонный транспортер расположен под выгрузным окном горизонтального транспортера. Верхняя часть его выходит из помещения на высоту, достаточную для подъезда транспортных средств при погрузке навоза. Транспортер состоит из желоба, в котором натянута цепь со скребками. Приводная станция (двухступенчатый редуктор) установлена наверху. Цепи транспортеров имеют одинаковую конструкцию. Они состоят из внутренних и наружных планок из полосовой стали, соединенных осями. На цепях через 1 м у горизонтального и через 0,5 м у наклонного транспортеров металлические скребки крепятся болтами к скобе. Такое крепление дает возможность скребкам отклоняться вниз от горизонтального положения до 40°.
Наклонный транспортер устанавливают в подготовленное углубление под цепью горизонтального транспортера и нижнюю его часть заливают бетоном. После этого монтируют цепь со скребками.
Закончив монтаж и регулировку транспортеров, производят обкатку на холостом ходу в течение 8 часов, а затем при небольшой нагрузке проверяют работу редукторов, правильность сборки и натяжения цепи. При задевании скребков или цепей за стенки канала транспортер останавливают и обнаруженные дефекты устраняют. При проверке натяжения клиновых ремней последние не должны прогибаться более 12 – 15 мм при нажатии его в середине с усилием в 5 кГ.
Для нормальной эксплуатации транспортера ТСН-3,0Б необходимо, особенно в первые 3 – 4 недели, следить за нормальным натяжением цепи, так как будет наблюдаться постепенная вытяжка цепи.
В зимний период особое внимание надо обращать на обслуживание наклонного транспортера и следить за чистотой желоба, давая наклонному транспортеру поработать вхолостую минут 5 после остановки горизонтального транспортера.
В редукторах в процессе эксплуатации не реже 2 раз в неделю следует проверять наличие масла. Масло рекомендуется применять «Индустриальное 45», а при более низких температурах — масло АКЗ-6 или АКЗ-10.
Транспортер ТСН-2,0 скребковый и применяется для уборки навоза из коровников с одновременной выгрузкой в транспортные средства.
Цепь и скребки располагаются в горизонтальном и наклонном желобах, и порция навоза от места загрузки до транспортных средств перемещается по желобу одним и тем же скребком. Транспортер состоит из цепи со скребками, выгрузного желоба, направляющих роликов, поворотного сектора и приводной станции. Внизу выгрузного желоба установлен поворотный сектор с направляющими, обеспечивающими поворот цепи со скребками наружу для подачи навоза в желоб наклонной части транспортера. В процессе монтажа особенностью является установка поворотного сектора и выгрузного желоба.
Транспортер ТСН-2,0 разрешается включать только при наличии всех скребков на цепи. Техническое обслуживание транспортера ТСН-2,0 такое же, как и ТСН-3,0Б.
Транспортер ТС-1 (продольный и поперечный) применяется на фермах для уборки навоза. В него входит комплект механизмов, состоящий из транспортеров ТС-1 (продольного и поперечного) с возвратно-поступательным движением скребков (кареток), ковшовый погрузчик НПК-30 и насосная установка УН-1. Скребковый транспортер ТС-1 состоит из кареток со скребками, располагаемыми в продольных и поперечных бетонированных траншеях коровника или свинарника.
Траншеи имеют наклон для стока жижи и сверху закрыты решетками, через которые и поступают навоз и моча.
Каретка транспортера ТС-1 имеет 4 колеса и движется по направляющим траншеи. Скребок каретки перемещает навоз только в одном направлении, при обратном движении он отклоняется. Каретки соединяются между собою штангами из круглой стали, а концевые каретки цепями. Сбрасывание навоза на поперечный скребковый транспортер ТС-1 (ПП) осуществляется в центральной части помещения. Поперечный транспортер ТС-1 (ПП) располагается ниже продольного ТС-1 (ПР) и перемещает навоз в навозохранилище.
Приводная станция ТС-1 состоит из подвижной рамы на колесах, редуктора с электродвигателем и реверсивного устройства. Подвижная рама приводной станции служит для натяжения цепей транспортеров при помощи специальных винтов. Один конец пинта соединен с предохранительной пружиной, хомут которой воздействует на аварийный выключатель при перегрузке транспортеров.
Таблица 13.
Техническая характеристика транспортеров для удаления навоза
Показатели |
ТСН-3,0Б | ТСН-2,0 | ТШ-30А |
Производительность, т/час |
4 – 4,5 | 4,5 | 4 |
Максимально допустимая длина цепи, м |
170 | 170 | 170 |
Скорость движения цепи (штанги), м/сек |
0,19 | 0,19 | 0,2 |
Ход штанги | — | — | 2,7 |
Размеры скребков, мм: | |||
горизонтального |
240x60х36 |
290x70 | — |
наклонного |
240x60x36 | — | 240х60х36 |
Расстояние между скребками, мм |
1000 | 460 | 1000 |
Размер навозного канала, мм |
320х120 | 320х125 | 400х125 |
Количество электродвигателей, шт. |
2 |
1 |
2 |
Потребляемая мощность, квт |
5,5 | 4,5 | 5,5 |
Навозосборник (рис. 18) расположен в конце поперечного транспортера. Навоз подается каретками поперечного транспортера по центральной траншее. Выгрузка навоза в транспортные средства 8 производится ковшовым погрузчиком 6 НПК-30.
Насосная установка для жидкого навоза УН-1 состоит из фекального насоса 4-НФП, соединенного с электродвигателем.
Рис. 18.Схема расположения оборудования навозохранилища:
1 — навозосборник; 2 — поперечный скребковый транспортер ТС-1 (ПП); 3 — продольный скребковый транспортер в здании ТС-1 (ПР); 4 — лебедка; 5 — насосная установка УН-1; 6 — ковшовой погрузчик навоза НПК-30; 7 — выгрузная горловина; 8 — транспортные средства
Штанговый транспортер ТШ-30А используется для уборки навоза в коровниках, свинарниках и птичниках (рис. 19). Он состоит из двух штанг со скребками, соединительных цепей, огибающих поворотные ролики, выгрузного наклонного транспортера и пуско-защитной аппаратуры. Движение транспортеров осуществляется от двух приводных станций.
Рис. 19. Штанговый транспортер ТШ-30А:
1 — соединительная цепь; 2 — поворотный ролик; 3 — скребок; 4 — штанга; 5 — выгрузной транспортер; 6 — приводная станция выгрузного транспортера; 7 — приводная станция штангового транспортера; 8 — пуско-защитная аппаратура
Штанга имеет стальные скребки, укрепленные шарниром и перемещающиеся в навозных канавках коровника. Соединительные цепи связывают штанги, создавая общий замкнутый контур. Передача возвратно-поступательного движения штанг осуществляется через редуктор и реверсивное устройство. Цепь, расположенная с торцевой стороны привода, снабжена также скребками, которые перемещают навоз к выгрузному транспортеру.
Работа и принцип действия выгрузного транспортера как у наклонного транспортера ТСН-ЗБ.
В таблице 13 приведена техническая характеристика транспортеров.