Передвижные насосные станции могут иметь привод: электрический, от двигателя внутреннего сгорания, от трактора и плавучий.
Трактора обеспечивают привод навесным и прицепным насосным станциям. Навесные станции применяют в районах среднего естественного увлажнения, непродолжительно, в засушливый период времени. Прицепные станции используют в засушливых районах землепользования.
Станции, приводимые в действие электричеством, используются в районах с наличием электроэнергии. Плавучие станции применяют при наличии водоемов с болотистыми берегами. Основу станции составляют насос и двигатель.
Передвижная насосная станция СНП-120/30 предназначена для подачи воды из естественных водоемов к дождевальным и поливным машинам или в открытую оросительную сеть для полива по бороздам.
Насосная станция состоит из одноосного прицепа 9 (рис. 1), двигателя А-41Б с электрооборудованием и автоматикой 7, насоса 9К-14, эжектора 6, всасывающего трубопровода 1 с механизмом подъема, напорного трубопровода с задвижкой 5, опоры 8 и 11 и пульта управления 4.
1 — всасывающий трубопровод; 2 — трос управления всасывающим трубопроводом; 3 — насос; 4 — пульт управления; 5 — напорная задвижка; 6 — газовый эжектор; 7 — дизельный двигатель; 8 — передняя опора; 9 — одноосный прицеп; 10 — рама; 11 — винтовая опора.
Станция оборудована электроосвещением для работы в ночное время и автоматической защитой от аварийных режимов. Агрегатируют станцию с тракторами Т-153; ДТ-75Н; Т-151К; Т-70СМ; МТЗ-80 и МТЗ-82.
Насос станции центробежный, включает в себя корпус, ротор, золотник и обратный клапан. Всасывающий трубопровод металлический тонкостенный шарнирно соединенный с насосом, что способствует забору воды сбоку или позади насосной станции. Длину трубопровода можно изменять от 3,7 до 6 м, подсоединяя секции-удлинители.
Трубопровод оснащен заборником с фильтром, представляющим собой сетку коробчатой формы. Опускание и подъем трубопровода осуществляют при помощи трособлочного механизма ручной лебедкой червячного типа. Всасывающую линию наполняют водой при помощи эжектора. Поступление и расход воды регулируют задвижкой облегченного типа. Напорный трубопровод оснащен задвижкой, применяемой при пуске насоса и регулировании расхода воды. Газовый эжектор предназначен для наполнения водой всасывающего трубопровода и насоса.
Технологический процесс происходит так. Устанавливают станцию у водоема и опускают в него трубопровод с заборником. Насос размещают так, чтобы он был над уровнем воды не выше 3,5 м. Располагают насосную станцию так, чтобы ее продольная ось была перпендикулярно берегу водоема и регулировкой опор придают ей горизонтальное положение. После этого запускают двигатель и включают эжектор 6. При окончании заполнения из эжектора выходит водяная пыль и вода. Наполнив всасывающий трубопровод и насос водой, включают насос и подают воду в оросительную сеть. Насосная станция обеспечивает подачу 80—175 л/с воды при давлении в сети 0,39-0,23 МПа.
Передвижная насосная станция СНП-75/100 служит для подачи воды из открытых водоемов к дождевальным машинам или в открытую оросительную сеть удаленных орошаемых участков. Основными сборочными единицами станции являются: двухосный автомобильный прицеп, двигатель, двухколесный насос, резинотканевый всасывающий трубопровод, эжектор, насос для подачи топлива в бак из резервной емкости.
Левая сторона станции оборудована приборным щитом. На этом щите расположены панель автоматической защиты, амперметр, указатель уровня топлива, термометры для масла и воды, манометр системы смазки, тахометр для замера частоты вращения коленчатого вала двигателя, кнопка стартера, включатели света, манометры и вакуумметры для контроля обеих ступеней станции.
Рис. 2. Схема работы насосов прицепной станции СНП-75/100:
а и б — параллельная и последовательная работа рабочих колес; 1 — сетка; 2 — всасывающая линия; 3 — вакуум клапан; 4 — газоструйный вакуум-аппарат; 5 — переводная труба; 6 — шаровой клапан; 7 — насос.
Станция оборудована прожектором и контрольной лампочкой для работы в ночное время. Автоматическая защита отключает двигатель при нагреве воды в системе смазки до 98° С, снижении давления масла до 39,2—68,6 кПа и напорное ниже 98,1 кПа.
Расход и напор воды регулируют шаровыми клапанами 6 (рис. 2). При параллельном режиме работы колес насос работает как одноступенчатый, а при последовательном — как двухступенчатый. Это влияет на производительность и давление. На рис. 2 показана схема работы насосов в параллельном и последовательном режимах. При параллельном режиме работы колес насоса станции устанавливают две всасывающие линии 2 и два шаровых клапана 6. При последовательном режиме работы одну всасывающую линию отсоединяют и патрубок насоса перекрывают заглушкой. С первой ступени насоса удаляют шаровой кран и на его место устанавливают переводную трубу 5, противоположный конец которой присоединяют к всасывающему патрубку следующей ступени. Насос 7 соединен с двигателем при помощи карданной передачи.
В последовательном режиме работы насос станции обеспечивает водой дождевальную машину «Фрегат» ДМУ и дождевальный колесный трубопровод ДКШ-64 «Волжанка», в параллельном две дождевальные машины ДДН-70 с воздухозаборном из оросительного канала.